Сайт = Ветераны войск ПВО системы С- 200 = | |||||||
Ниже приводятся воспоминания, небольшие репортажи ветерана войсковой части 83278 Мещанинова Сергея Алексеевича, который служил в части в семидесятых годах прошлого столетия. Его воспоминания очень интересны, как исторический материал о становлении войсковой части 83278.______ Автор сайта. | |||||||
«Слово о полку Васильеве» (Полковника Тертычного В.Ф.) Из Вологды и из в/ч 83278 я уехал тридцать шесть лет назад. Если скажу, что память все помнит,- лучше дальше не читать, ибо это ложь. Память помнит лучшее и веселое. А, скажем, боевая за- дача части, очень хорошая сама по себе, спустя 36 лет зачем она памяти и этим запискам нужна? А потому беру пример и руководствуюсь словами А.Т.Твардовского из «Василия Теркина»: «Я бывало врал для шутки; никогда не врал для лжи». И потому я буду «врать, как очевидец». Для шутки. Без лжи.
УЧЕНЬЕ СВЕТ !
(а неученых тьма!)
Что-то уже забылось, в каком именно месяце 1976 года началась «полоса учений». Во всех слу-
чаях учениями руководил «зам. по неясным вопросам», то есть первый заместитель командира части, майор Игнатов Александр Федорович. Он как раз был ответственным за все вопросы воен-
но-технического обучения части. Разве что за политическую подготовку больше отвечал майор,
потом подполковник Барсуков Федор Михайлович.
Так как учения шли, как минимум, в трех точках: РПЦ, старт и «подыгрывающий» каждому огне-
вому дивизиону технический дивизион, то есть, поскольку Игнатов должен был бы одновременно
быть «и там и тут», то, скорее всего, он не был «ни там, ни тут». Во всяком случае, мне он не меш…,ой, я же хочу сказать: мне он не «навязывал» своих вариантов «учебных вводных» и перед
учениями довольно прямо сказал, чтобы я его особенно не ждал. И осторожно «намекнул», чтобы
без послаблений.
Я, естественно, сказал, что, дескать, спрошу как в Уставе внутренней службы: «…не щадя крови
и самой жизни…» и добавил: «своих бывших подчиненных».
Он посмеялся, и мы разошлись. Я понял, что его просто на «моей» батарее не будет.
Был, честно сказать, доволен: значит, доверяет. И слава Богу!
х х х х х
Учения, естественно, шли в порядке нумерации дивизионов. Стало быть, первым шел тот дивизион, в котором я перед тем проходил службу в течение почти двух лет Первый дивизион, а проверял я батарею, которой командовал, тоже Первую.
Не знаю, на что рассчитывали мои бывшие подчиненные: на мои «послабления» или мои «зверства», но я, будучи уверен в них, не сделал ни одного «послабления».
Скорее наоборот, конечно же, не доходя до «зверств». Хотя офицерам могла показаться как раз излишняя жесткость.
Я как раз и хочу рассказать именно о первом учении, так как в учениях со вторым и третьим дивизионами я уже никак не смог применить все «вводные», которыми «угощал» своих ребят. Де-
ло в том, что «лица других дивизионов» и во время перерывов на учениях, и после них дотошно выспрашивали «первопроходцев»: что там да как там преподносит Мещанинов? И как он выглядит «на фоне безвременно уехавшего от нас в Харьков Жиляева?»
К Евгению все попривыкли и знали многие его черты и качества. Его наверняка предпочли бы мне.
К концу первых учений соседние батареи были практически готовы ко всем моим «козням»,
примененным в первом дивизионе. А мне на «тех батареях» пришлось быть намного «изворот-
ливее» и «изобретать» что-то новое.
Но…по порядку.
Накануне учений, заранее определив, когда на первой батарее никого из офицеров не будет, я
пришел туда и поочередно осмотрел под видом проверки «готовности к учениям» многие блоки шкафов кабины К-2.
Мне не очень нужна была их «готовность», я заранее знал, что они готовы: незадолго перед тем
проводились полугодовые регламентные работы, которые я достаточно внимательно проверял.
Я заранее решил, что сделаю.
В шкафу КВ-21 я «заприметил» одну из ламп 6Н2П двойной триод.
Придя на склад к вышеупомянутому Виктору Николахину, я взял у него совершенно новую такую
же лампу. Сразу возникает вопрос: зачем же новую, если можно взять неисправную? Дело в том, что неисправной лампой не дай, Бог, что-то еще капитально выведу из строя. А для чего это делать на учениях?
А что же дальше с новой-то лампой? А дальше я взял бокорезы и осторожно, не повреждая со-
седние выводы электродов лампы, откусил оба «анодных» штеккерка.
Утром дня учений по дороге в часть вышел из автобуса на радиотехнической позиции и, прихватив на обочинах дороги горсть какого-то мусора, бросил его у входа на батарею.
- Что за мусор у тебя на тропинке в батарею?, спрашиваю дежурного оператора, - Убрал бы: сейчас сюда может приехать командир части проверить готовность к учениям, будет браниться. «Предостерег», так сказать, военнослужащего срочной службы от неприятностей, «помог» младшему товарищу нести нелегкую службу.
А на самом деле мне надо было его просто-напросто «удалить» из кабины К-2, так ведь не может же «гость» выгонять «хозяина»! Прошли «времена чингизо-батыевы».
И пока молодой коллега убирает мой, столь любовно доставленный на батарею, мусор, мне вполне достаточно времени, чтобы заменить в «облюбованном» блоке нормальную, исправную лампу на «модернизированную». При включении кабины «пущай себе горит ее накал», создавая
в и д и м о с т ь нормальной работы.
Глядишь, расчету кабины будет чем позабавиться до начала учений, дабы не томиться в ожида-
нии их. Начало назначено на 11.00, так что есть еще возможность отличиться.
Если найдут неисправность до 11.00, буду несказанно рад и поставлю первую за учения оценку,
заслуженную «пятерку».
Будет страшно жаль, если не найдут, и по сигналу «тревоги» я буду вынужден вернуть исправ-
ную лампу на свое место, с «вытекающими последствиями».
Конечно, неисправность, не обнаруженную до учений, можно бы не считать, но тогда зачем ус-
траивать этот «конферанс»? Нет уж: «A la ger, сom a la ger!», то есть: «На войне, как на войне!»
В центре части в это время идет развод.
Так как время начала учений «государственная тайна», и сигнал по мнению участников уче-
ний - может прозвучать в любое время, то офицеры и солдаты бегут после развода на батарею, как будто каждый из них спасается от целой стаи собак.
Прибежали! Ух! вздохнули облегченно и даже, «не довыдохнув», включают РПЦ: надо как можно скорее провести контроль функционирования.
Расчет по команде А.Е.Зотова садится на рабочие места; все делается быстро, но без суеты. На всех номерах противогазы, правда, еще в сумках.
Один из пунктов контроля «Цель № 7». Кабина К-1 при этом разворачивается на «вышку» К-7
и производится контроль отработки станцией данных целеуказания, в данном случае набранных
на наборном поле, то есть имитированных.
«Разворачивается на К-7», если в преобразователе «не побывал я». А в этом случае незадача:
РПЦ почему-то «смотрит» градусов на семьдесят или «на все сто» в сторону, то есть «как Бог на душу положил» или - иными словами - «смотрит» как «бабник» на соседку.
На батарее «всеобщее недоумение». Я, естественно, ни во что не вмешиваюсь.
После некоторых «хаотических» действий недоумение проходит и наступает «эпоха» осознан-
ного анализа. И первые же действия расчета, а точнее, - капитана Зотова Александра Ефимовича,
вполне реалистичны и практичны. Он быстро сообразил, что не зря тут «ошивается экс-комбат», что меня они застали, прибежав на станцию, УЖЕ прибывшим.
Зотов немедленно зовет к себе дежурившего на РПЦ оператора, и я слышу («подслушивая»!)
целую череду вопросов:
- Когда пришел майор Мещанинов? Что он тут делал? Ты выходил из кабины?
Бедному по моей вине! оператору ничего не остается делать, как честно признаться, что, дескать, «по совету товарища майора Мещанинова» привел в образцовый порядок дорожку на батарею.
Вместо похвалы на его голову обрушен целый ворох обещаний «не забыть» такое «похвальное
усердие».
ПРИМЕЧАНИЕ. По окончании учений я извинился перед оператором, а перед его начальниками
ходатайствовал не наказывать. Настроение у начальников было прекрасное, и даже речи не было о наказании: солдат хорошо работал «на захвате цели» и был включен в список на поощрение.Над
«похвальным усердием» смеялась вся батарея: надо же куда-то потратить восторг от нормально
проходивших и уже закончившихся учений.
Но все «триумфы» - пока что в «грядущем». А на данный момент вот-вот начало учений и в «наличии присутствия» неисправный РПЦ. Все заняты анализом и поиском неисправности, не забывая клясть «автора» неисправности. Наверное, термин «гад такой» был наиболее ласковым.
Кстати, я не зря сказал про анализ. Они не полезли, например, в приемную систему, а сразу «об-
ратили взоры куда надо» - в преобразовательную систему. А там весело «подмигивающая накалом» лампешка 6Н2П. Как в какой-то детской игре «Найди меня!» И не помню уж, через сколько минут Александр Ефимович показывает мне мой «сердечный дар». В ответ я протягиваю ему «родную лампу», тем самым признавая «мое поражение» и победу расчета:
- Первая пятерка заработана, - я не скрываю своего удовольствия. Саша тоже рад. Еще бы.
Кстати, лампу без анодов он мне не вернул:
- Оставлю на память, - «проинформировал» он меня. Я не стал возражать. Было даже приятно:
я получил как бы «прощение» за «подлянку». Но ведь «на то и Щука в море, чтобы Карась не дремал».
…Под эти улыбки я не забываю «шмыгнуть» под кабину К-2 и открутить пару кабелей. Соверше-
нно не знал их назначение (покажите мне «вундер-мужика» в форме офицера, кто назовет хоть один кабель под кабиной К-2 с объяснением его назначения), оказалось, что при объявлении сигнала начала учений не идут совместные проверки с К-9. Опять «суета сует»; я «под шумок» со-
единяю разъемы. Работа пошла нормально.
С началом налета целей «Щука в море» «не оставляет без внимания» расчет «Карасей, чтобы не дремали».
На Третьем дивизионе был командиром Первой батареи Смирнов Сергей Аркадьевич, заядлый
радиолюбитель. Он сделал генератор помех для нашей «Ангары».
Где-то и когда-то перед тем мне пришлось слышать, что для комплекса С-200 генератор помех
создать нельзя.
А на самом деле получилось как в «ученом анекдоте»: Как делаются открытия? Делаются они так: Есть проблема. Всем известно, что ее решить невозможно. Берется за дело «невежа», которо-
му об этом не известно. Вот он-то и делает открытие.
Одним словом, Сергею это было «не известно». Его генератором я и воспользовался при боевой работе, «путая» операторов помехами.
Не забыл я в ходе боевой работы, улучив момент, и делая вид, что вспотел, мол, или «переку -
рить надо», сделать еще два раза «ход конем» под кабину. Наконец, Зотов понял, в чем дело, и я
«заимел» пажа или соглядатая. Близко ко мне он не подходил, но я постоянно ощущал «госуда-
рево око».
Во время учений приезжали другие посредники: химик, инженер, но у них были свои вопросы, и на разборе мне их касаться не требовалось. Был и посредник от начальника штаба части вместе
с «десантом». Батарея доказала готовность к наземной обороне, даже кого-то из «десантников»
едва не взяли в плен: спасся быстрыми ногами; в физической подготовке оказался подготовлен -
нее дивизионных операторов.
Конечно, как на любой войне, были «перемирия» - оперативные паузы - во время которых офицеров батареи одолевали «ходоки» с соседних батарей, стремясь получить «интервью». Но,
впрочем, я уже об этом говорил.
Учения на двух других батареях мало чем отличались от рассказанного, я просто стал бы повторяться при рассказе.
На подведении итогов учений я сказал, что все три батареи получают оценку «отлично», но все-
-таки… и подробно рассказал, в какие неравные условия была поставлена та батарея, что «училась» первой. Ей и отвел первое место. Возражений не последовало, тем более, что я уже
более полугода ею не командовал.
Я уже упомянул, что в этом, 1976 году, поступал на ФРИС. Естественно, надо пройти медицинс-
кую комиссию. Все шло нормально, пока не оказался «Tete-a-tete» ( с глазу на глаз) с окулистом.
- Что же это с вами? - с большим удивлением спросил он. А я и не знаю, что ответить: я просто
не замечал каких-то изменений в зрении. И, в свою очередь, спросил, что вызвало такое его удивление. Оказалось, что сильно покраснели мои глаза.
Я пояснил, что буквально на прошедших неделях проводились учения, на которых не очень старательно, будучи посредником, исполнял требования Техники безопасности при обращении с
учебными отравляющими веществами.
- Ну тогда особой опасности нет, но все-таки надо беречься. И подписал «медицинское резюме».
ПРИМЕЧАНИЕ. Хотел несколько слов добавить по учебным ОВ, но военные «ученые» так составили военный восьмитомник… ,ну, в общем , в соответствии с их собственными знаниями. ______________________________________________________
|
|||||||
_____главная_____основная_____личная_____форум_____гостевая_____ | |||||||