Сайт = Ветераны войск ПВО системы С- 200 = | |||||||
Продолжение. Начало о нониусах с смотрите в Слово о полку Васильеве_часть 3_Сергей Мещанинов. | |||||||
Но впоследствии оказалось, что эти «нониусы» «отравляли жизнь» не только Вологодскому полку. Спустя несколько лет, уже во время службы на Дальнем Востоке, я с удивлением узнал, что и там в этом вопросе «шатание и разброд».
И, опять же: не только там.
1981 год. Какие-то нечистые силы «занесли» меня на двухмесячные сборы в Костерево. Оказалось, что это «многих славный путь» (Н. А. Некрасов. «Школьник»): коль создан Учебный
Центр в Войсках ПВО, то через него и «пропускают» всех подряд. Там встретил нескольких сослу-
живцев и одного даже из Вологды Володю Малярчука начальника первого отделения с треть-
его дивизиона.
Группу главных инженеров вел майор Жиляев. Мы на пятом курсе Харьковской академии были на одном факультете и вместе выпускались. Но по разному профилю. Он специалист по РПЦ, а
я по «огню и дыму», то есть по старту.
После очередного занятия он говорит:
-Товарищи офицеры, завтра рассмотрим систему сопровождения цели по дальности и ее опре-
деления. Вы знаете, что это самая трудная система. Повторите ее сегодня на самоподготовке.
… Перед самоподготовкой она длилась три часа я «оснастился» интересной книжкой отнюдь не в секретной библиотеке надеясь столь же интересно провести время. Повторять но-
ниусы не собирался, просто не требовалось: я их в Комсомольской-на-Амуре бригаде системати-
чески «повторял» с офицерами дивизионов.
И вдруг слева кто-то из коллег «подает голос»:
- Мужики, Жиляев сказал: повторить нониусы. Может, кто расскажет их сразу всем нам?
Я жду, кто откликнется. Поскольку желающих не нашлось а нас было в группе человек около двадцати пяти то снова раздался тот же «глас вопиющего на сборах».
Ну, если сразу, после первого «гласа», бежать к доске: «дайте мне, а то помру» («Василий Теркин») не очень прилично, то после повторенной просьбы неприлично промолчать.
- Давайте, попробую, - говорю, - Только надо минут десять, чтобы нарисовать графики.
Самоподготовка шла дольше обычного; остановились, чтобы не опоздать на ужин.
Утром Виктор Васильевич Жиляев делает установку на все четырехчасовое занятие: дескать,
«надо разобрать систему дальности».
И снова «вдруг». Вдруг раздается тот же голос:
- Товарищ майор! Нам вчера этот вопрос рассказал (и называет мою фамилию). Пусть он сегодня повторит для закрепления. Мы даже графики стирать с доски не стали.
Я в полном обалдении, а Жиляев:
- Да я буду только рад: хоть отдохну четыре часа. Давай, Сергей, по просьбам трудящихся!
По окончании первого часа иду к Виктору: «Извини, что так получилось…», а он перебивает :
- Да что ты, все нормально. Только скажи, где ты так изучил эту систему, ведь ты же выпускался по старту.
И я объяснил, что как водится в ПВО учил старт, а назначен был по выпуску командиром ра-
диотехнической батареи РПЦ.
ПРИМЕЧАНИЕ. Старт и ракета «захватывали», и ракета в полете «сопровождала» цель по даль-
ности, но истинная дальность ракете не требовалась, и потому вопрос определения дальности в
темах будущих «стартовиков» был настолько «мимолетен», что даже отдаленно нельзя назвать
его изучением. Потому пришлось осваивать самостоятельно по упомянутой «ротаторной» книге.
А «точный нониус» «додумывать» самому.
И потому рассказал его в двух вариантах: с той, «четырехэтажной формулой», и в собственном
«измышлении».
По окончании занятия Жиляев сказал:
- Товарищи офицеры, я думаю, что на зачете Мещанинову делать нечего.
Одобрительный гул сопроводил его фразу.
За прошедшие с тех пор три десятилетия многое, разумеется, подзабылось. Точнее сказать, -
почти все. И сейчас я бы ни за что не решился вот так, «с места - в карьер!» согласиться объяс-
нять этот вопрос. Но если посидеть за подготовкой часа два, то многое вспомнилось бы:
Уж очень красиво была построена система и грамотно объяснена в той, ротаторной, книге,
чего никак не могу сказать о современных «тоже мне инструкциях». «Гражданских»,конечно.
|
|||||||
_____главная_____основная_____личная_____форум_____гостевая_____ | |||||||