Сайт = Ветераны войск ПВО системы С- 200 = | |||||||||||
БОЕВАЯ РАБОТА СОКРАЩЕННОГО БОЕВОГО РАСЧЕТА
______ЗЕНИТНО- РАКЕТНОГО ДИВИЗИОНА С- 200.________ |
|||||||||||
Продолжение...
После того, как цель заходит в зону поражения данного зрдн ОД дает команду, например: "Пятый - обнаружить цель, азимут 270, дальность 220". ( это как вариант при грубом ЦУ, обычно ЦУ выдавалось в АСУ и в зависимости от его точности включались различные режимы поиска). После чего могут быть варианты: например ОН может вручную отрабатывает целеуказание, для чего в его распоряжении есть органы управления азимутальным и угломестным приводами кабины К-1: (см. фото внутри К-2) на вертикальной плоскости пульта прямо напротив скоб-ручек ВИКО видны два круглых штурвальчика сельсин-приемников. В этом же шкафу (третий блок сверху вниз) видны два больших круглых стрелочных индикатора со шкалами. Правый штурвал (и соот. правая шкала) - это азимутальный привод, левый - угломестный. Вращая эти штурвалы ОН может устанавливать антенный блок К-1 по азимуту (путем кругового вращения всей кабины К-1 на основании на 360 гр.), и по углу места (поворотом в секторе 180 гр. контейнера с антенным блоком на крыше К-1). Обычно контейнер перемещался по углу места в секторе 0-90 гр., а если цель шла под углом места близким к 90 гр. и с быстрым изменением азимута, то неопытный ОН в запале часто забывал подрабатывать азимутом, и крутил только угломестный штурвал - в результате чего угол места переваливал за отметку 90 гр. и контейнер начинало переворачивать днищем (полом) вверх (на жаргоне это называлось "перебросить контейнер"). Хочу заметить, на боевое дежурство неопытных операторов не ставили, они сдавали зачеты и все лица СБР отдавались приказом по части на допуск к БД. |
|||||||||||
Технически это вполне допустимо, но с профессиональной точки зрения это скажем так ... не солидно для уважающего себя ОН. Опять же из тактических соображений такой "оверкиль" может быть чреват из-за потери дополнительного времени на переброску антенн в другом направлении при экстренной небходимости. Не говоря уже о том, что иногда отдельные разгильдяи, при доливании антифриза в систему охлаждения передатчика плохо закрывали пробку на расширительном бачке радиатора (для наглядности: это система была взята с Москвича-412, разлива быть не могло, параметр, определяющий БГ), и при перевороте контейнера антифриз начинал разливаться внутри контейнера - что не есть хорошо, учитывая там наличие хозяйства с напряжением 17 кВ. Если мне не изменяет память: один полный поворот штурвала позволял на азимуте делать поворот на все 360 гр., по углу места на 14,4 гр.(Штурвалы имели разную чувствительность при двух положениях, грубо и точно, это определялось вдвиганием м выдвиганием штурвала, при этом по азимуту и углу она была разная., 1 оборот на 360 гр. это очень неточно, гораздо больше оборотов.)
Чисто субьективно сельсины обеспечивали очень "острую" связь с приводами К-1. Например при сильном штормовом ветре с Балтики при повороте по азимуту "против ветра" на штурвале ощущалось сильное сопротивление (у К-1 парусность то здоровенная): крутишь-крутишь штурвал, а кабина стоит на месте, потом раз рывок на несколько градусов, еще рывок, еще и так пока не развернешь антенный блок под острым углом к ветру. Так что оператору наведения иногда приходится учитывать направление ветра: если работать "по ветру" - не успеваешь крутить штурвал, а кабина уже сама поехала - такой понимаешь яхтинг. Так вот мы и "рулили" в доФАРовскую старину. ( Это можно воспринимать только как юмор, никогда не учитывалась поправка на ветер, да и как это можно было бы сделать, даже при желании. Такое могло быть у неопытного опрератора при быстром вращении, такое устранялось в ходе подготовки оператора наведения по мере преобретения опыта и мастерства.) |
|||||||||||
P.S. Когда при этом стоишь рядом с К-1, то весьма забавно наблюдать как эта почти 40-тонная махина мелким бесом волохается туда-сюда на углы всего в несколько градусов (по зигзагу - при секторном поиске, наблюдать было нежелательно, так как мощность была немаленькая и можно было получить облучение, даже была спецальная команда для стартовиков с целью исключения их облучения). Нетривиальная задача однако стояла перед создателями приводов. Если посмотреть на боковую поверхность нижнего контейнера - то можно увидеть большой квадратный вентиляционный люк: если его открыть нараспашку - то попадаешь в центральный отсек К-1, и сняв крышки на его полу можно увидеть в основании кабины "шестереночку" азимутального привода диаметром около 2 метров в масляной ванне - на коей это все сооружение и зиждется. ( такое можно было можно посмотреть только раз а полгода, когда проводились полугодовые регламентные работы и проверялся люфт, довольно сложная проверка и поэтому туда старались без надобности не лезть) |
|||||||||||
После того как ОН в результате сканирования обнаружил цель, то в дело вступает ОЗ. Его задача - сначала взять цель на ручное сопровождение, а потом на автоматическое. Для чего на его пульте мы видим кнюппель (джойстик по нынешнему, по компьютерному) - вон торчит над пультом (блестит алюминием). С его помощью ОЗ на глядя на свой индикатор совмещал отметку цели со стробами, затем нажатием соот. кнопок производил ручной захват, а затем автоматический и докладывал СО: "Есть АС РПЦ" | |||||||||||
После чего СО давал команду ОП: "Запросить государственную принадлежность". ОП на своем пульте нажимал кнопку запросчика - вон она на том блоке, на который присоединен стол пульта ОП (под опечатанной крышечкой). Глядя на свой индикатор ОП докладывал (в нашем случае): "Цель на запрос не отвечает". По результатам СО докладывал К-9: "Цель обнаружена, на автосопровождении, дальность 200 км, скорость 120 м/сек, на запрос о государственной принадлежности не отвечает".( здесь надо иметь в виду, что это радиальная скорость цели, в некоторые моменты скорость могла быть равной даже нулю, хотя реальная скорость не могла быть нулевой, при такой скорости самолеты не летают.) Если КП принял решение сбить супостата, то К-9 дает СО соответствующую команду. ( Самолет- нарушитель, боевой пуск или пуск по моей команде). Обратите внимание: над кнопкой запросчика расположены два маленьких табло - зеленое и красное. На красном написано "Запрет пуска", зеленое - соответственно разрешение. Оператор К-9 сообщает: "Пятый - снимаю запрет пуска", после чего гаснет красное табло и загорается зеленое. СО дает команду ОС: "Ракеты на подготовку" (при ускоренной готовности ракеты ставятся на подготовку сразу при проведении КФ). На горизонтальной плоскости пульта ОП расположены кнопки пуска и соот. цветовая индикация. Каждая ПУ имеет свою персональную кнопку пуска (отнюдь не красную, а прозрачную) - которая начинает подсвечиваться когда ракета готова ("холостые" кнопки закрыты крышечками - в мирное время на бд зрдн С-200 "стояли" на дежурстве 4-мя ПУ из 6 имеющихся в наличии, стартовая батарея должна быть готова всеми каналами, при проверке БД допускалось для определения боеготовности исправность 4 каналов, при этом каналы, где были ракеты, обязательно должны быть боеготовы). После получения доклада о готовности ракет СО дает ОП команду: "Очередью две ракеты, первая, четвертая - пуск". ( Пуск проводился поочередно, интервал между пусками определяла ЦВМ - Пламя КМ.) По этой команде ОП жмет соот. кнопки ПУ, после взлета ракет он же глядя на метки на своем индикаторе периодически докладывает СО (вообще ракета на максимальную дальность летит достаточно долго: 2-3 мин, точнее в зависимости от литеры комплекса от 3 до 4 минут). В определенные моменты (как я уже писал выше) фотографируются показания приборов и индикаторов на пульте ОП. Затем ОП докладывает СО: "Первая - есть подрыв, вторая - есть подрыв" (при подрыве БЧ ракеты экраны всех индикаторов в К-2 кратковременно засвечиваются). СО докладывает К-9 что цель обстреляна двумя ракетами и больше не наблюдается (а фразы типа "цель уничтожена" - придумали журналисты, для красоты - потому что аллах ее ведает, что там с этой целью за 200 км отсюда стало: ракеты к цели полетели, потом бч на ракетах сработали, отметки от цели пропали - значит будем считать что ей хана наступила, доклад был такой- Первый, цель уничтожена, расход две.). Собственно вот и все что происходит в "неприметных зеленых фургончиках". Абсолютно ничего интересного на посторонний взгляд там не происходит - можно сказать даже скукота одна: поэтому никогда в продаже не будет игрового симулятора ЗРК ( уже есть симуляторы ЗРК С- 125 и С- 75, ожидается выпуск симулятора С- 200) - нечего там обыгрывать (нажатия кнопок да индикаторы с бегущими синусоидами и так часами? - вон во Вьетнаме ветераны пишут, что так было по 12-16 часов подряд). Единственная красота - как ракеты взлетают (5В28 - "маленький Союз"), правда и те потом куда то быстро сваливают (да операторы то собственно их полет в живую и не видят) P.S. В заключении хочу сказать: не взыщите за прочитанное - я не ставил своей целью изобразить наставление по боевой работе, это не обсуждение устройства техники. Этот рассказ рассчитан на людей не имеющих никакого представления о ЗР технике и о службе в Войсках ПВО страны - это есть своего рода "скрытая камера" в кабине ЗРК, ностальгические воспоминания об армейской молодости - отсюда всяческие "бытовые" подробности и эмоции. Вполне может быть, что я что то запамятовал за давностью (как никак почти 20 лет прошло когда я последний раз был в кабине ЗРК), не претендую на полноту истины и буду рад, если кто то дополнит или поправит мой рассказ. ( От автора сайта, тем не менее представленный материал в общем отражает особенности боевой работы ЗРК С- 200, за что большое спасибо автору, смотрите первоисточник.) Источники информации Воспоминания Alex 129 (опубликовано на форумах Авиабазы Крона (Романа Каршиева) в марте-мае 2006 г. ВОПЛОЩЕНИЕ МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ И МОЩИ // ВКО №4 (29) 2006 Система С-200 |
|||||||||||
Первоисточники:
- Вестник ПВО_http://pvo.guns.ru/_http://pvo.guns.ru/book/sam_work.htm - Авиабаза_форум_http://forums.airbase.ru/_http://forums.airbase.ru/2006/03/t37490--kak-rabotayut-operatory-zrk.html Примечание: - текстовой материал , который отображен синим цветом, а также фото взяты из Вестник ПВО ( см. выше ) - тестовой материал фиолетового цвета автора сайта. |
|||||||||||
Продолжение материала на странице 1____________вход | |||||||||||
_____главная_____основная_____личная_____форум_____гостевая_____ | |||||||||||